История Церкви. Личность и учение блж. Августина


Видео-запись лекции по Истории Церкви 2 ноября. Тема: «Личность и учение блаженного Августина».

Читает катехизатор Алексей Волков

Если говорить о значении личности в истории, то в полной мере это подходит к личности св. Аврелия Августина. Если свт. Иоанн Златоуст во многом определил лицо Восточного греко-язычного Христианства, то Августин во многом определил лицо Западного латано-язычного Христианства. По большому счету всё Западное Христианство (и римо-католичество и протестантизм) можно назвать «Августинизмом».

Родился он в 354 году в провинции Нумидия в Северной Африке в городе Тагасте. Его мать — святая Моника — смогла поделиться с ним своей любовью ко Христу, но не смогла привить ему любовь к Церкви. Крещен он в детстве не был и в Таинствах, соответственно, не участвовал. В последствии он жалел об этом, так как считал это причиной своего порочного образа жизни. В Карфагене он получил образование в риторской школе. Природная одаренность позволяла ему не тратить много сил и времени на учебу. Оторвавшись от родительской опеки, Августин погружается в пучину разврата.

Но в возрасте 19-ти лет он знакомится с произведением Цицерона «Гортензий», где ему открывается истина, что нет смысла предаваться чувственным удовольствиям, нужно искать смысл жизни в вечных Божественных истинах. Поначалу эта истина стала открываться ему через философию. А вот Христианство вызывало в нем отвращение из-за Ветхого Завета с его грубым языком, грубым представлением о Боге, грубыми нравственными нормами.

Все изменилось в его жизни, когда в Милане Августин услышал проповеди свт. Амвросия Медиоланского. Свт. Амвросий в толковании Библии использовал аллегорический метод. Августин увидел Ветхий Завет «Новозаветными глазами», и это перевернуло его мир. Он был крещен на Пасхальной Литургии в 387 году. А потом вернулся в свой родной Тагаст, где вместе со своими друзьями основал монашескую общину. Спустя некоторое время он был рукоположен во пресвитера, а потом стал епископом соседнего города Гиппон. Погиб он, судя по всему, в 430 году во время штурма Гиппона германским племенем вандалов.

Из его богатейшего богословского наследия следует обратить внимание на его учение о Святом Духе, о Первородном грехе, о Благодати и о допустимости применения силы для обращения в Христианство. По мнению Августина Святой Дух — это любовь от Бога-Отца к Богу-Сыну и от Бога-Сына к Богу-Отцу. Поэтому Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Со временем этот теологумен Августина станет одной из причин разделения Восточного и Западного Христианства. Первородный грех — грех Адама и Евы — передается по наследству, тотально повреждая всю природу человека. Спасти человека от этой тотальной греховности может только спасительная сила Божия, то есть Благодать, которая во всей полноте подается через Церковные Таинства. Естественно, Августин не призывал к насильственным обращениям в Христианство. Но он считал допустимым применение государственной власти с ее репрессивным аппаратом для создания благоприятных условий для миссионерской проповеди. Однако неверно понятое наследие Августина привело к тяжким последствиям: Крестовым походам, инквизиции и пр.

Тема следующей лекции, которая состоится 16 ноября, «III, IV и V Вселенские Соборы».

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.